Зачем приезжал в Россию Франсиско Миранда?

Порой в руки попадают книги минувших эпох, советского времени издания, например. Вот я взял в руки книгу о посещении нашей страны Франсиско де Мирандой (1986 год издания). Мне вообще интересен взгляд на Россию извне, в разные эпохи, с различных точек зрения. Если наши предки на что-то не обращали никакого внимания (а и чего обращать, ежели это каждый день перед глазами и год от года не меняется!), то гости удивлялись увиденному и в дневники или письма на родину записывали. У каждого из явившихся в нашу страну была какая-то своя сверхзадача. Каждый имел свои сокрытые от окружающих его местных жителей цели. Каждый, наверное, кому-то «докладывал» об итогах своего визита. Вот немецкий подонок Генрих Штаден составил для императора Священной Римской империи план захвата России, указал места расположения ее арсеналов и золотых запасов. Астольф де Кюстин «измерял» какие-то иные параметры, общеполитические же описал вполне добросовестно. Михал Сокольницкий так вообще разработал план захвата и расчленения России.

Что же касается книги «Франсиско де Миранда в России», то давайте разберемся по порядку. Начну с первых своих впечатлений.

Автор книги — Моисей Самуилович Альперович. Я со студенческих лет имею обыкновение в ходе чтения книг и статей не просто безликий текст «заглатывать», а постоянно и неустанно задаваться вопросом: а каков был мотив исследователя, в данном случае взявшегося за анализ путешествия католика, испанца, рожденного в одной из отдаленных колоний Испанской империи, а позже поднимавшего в них бунты против метрополии. В праве ли я ожидать объективности от автора? – Вот еще один вопрос, ответа на который я обычно ищу при чтении подобных книг на исторические темы.

Миранда отличился в ходе Великой французской революции, а также в ходе войны североамериканских штатов против Англии, а ещё в войнах за независимость владений Испании в Южной Америке. Зачем же он приехал в Российскую империю? С какой целью? Для выяснения жизнеспособности этой великой державы? Самое интересное, что мы, вероятно, никогда не узнаем, что же он доложил своим хозяевам-заказчикам? И кто ж были его хозяева?

Главным же в начале чтения для меня оставался вопрос: сам автор книги заинтересован ли в выяснении истинного адресата того отчета, который составил о России Франсиско де Миранда? Мог ли и хотел ли в 1986 году (год выхода книги) сказать своему читателю всю правду?

На все эти вопросы я в конце концов нахожу ответы в процессе чтения. А тем временем в сознании вырисовывается образ главного героя книги — Франсиско де Миранды. Каков же он?

Поговорить с друзьями-приятелями – мало кто вспомнит имя этого «латиноамериканца». Джорж Вашингтон? – Да, конечно, знаем! Адамс? Это который Адамс? Кажется был такой президент США, один из первых… Миранда?.. Что, Миранда?! Это не сорт мандаринов?..

Нет, это был такой деятель международного масштаба, встречавшийся и с Адамсом, и с Екатериной Великой и с другими. Вот он какой был:

«С борта турецкого парусника… сошел смуглый брюнет выше среднего роста, лет 35-ти на вид».

Это о первом дне визита гостя в России 26 сентября (7 октября) 1786 года. Как известно, после окончания реконкисты и изгнания из Испании иудеев, большая доля последних перекрасилась в католиков. Часть их стала христианами притворно, сохраняя в тайне иудейский обряд. Какое-то число притворных католиков было выявлено инквизицией, другие же продолжили свою двуличную деятельность. Крещенный по канонам римской церкви испанский аристократ вполне мог иметь чисто семитскую внешность. Не менее вероятной была подобная наружность для испанца, рожденного в заморской провинции. Ненависть к великой империи в его голове вполне могла сочетаться с симпатией к единоверцам своих далеких предков, к иудеям. Нет, я ничего не выдумываю и не приписываю нашему герою. И вот я нахожу на 12-й странице книги описание деятельности Миранды в Северной Америке. Беседуя с автором Массачусетской конституции Адамсом, Франсиско Миранда делает замечание: «провозглашая свободу совести и вероисповедания, конституция вместе с тем лишала возможности занимать государственные должности тех, кто не исповедовал христианскую религию». Адамсу пришлось согласиться с этим замечанием.

Тут-то невольно задумаешься над той ролью, которую Миранда сыграл в формировании основополагающих принципов будущей государственности США.

Но все-таки неясно: что он делал в России? Какие планы были в отношении империи к востоку от Запада?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.