Ложка горького меда: две эллочки-людоедочки в качестве комментаторов

Этот текст прислал автор и читатель портала ХРОНОС Андраник Сулейманян. Он – болельщик с 1966 года. Право имеет высказывать суждения о спортивных событиях, среди которых первейшее сегодня – открытие Олимпийских игр. Целиком это его письмо вам, читатель, я и предлагаю.

Критика – необходимое условие развития. Наше общество уже длительное время лишено настоящего столкновения мнений, и прежде всего такие программы отсутствуют на телевидении: во времена  Брежнева критика была «беззубой», в горбачевскую «гласность» – злобная  и глупая, а потому и разрушительная, а в наши дни  мы видим или забалтывание серьезных вопросов (например, в передаче «К барьеру»), или бессмысленное «толчение воды в ступе» (например, «Тем временем»), или омерзительное злорадство (оппозиционные путинскому курсу программы СМИ на каналах, рассчитанных на «болотных креативщиков» и «майданщиков»).

Сейчас много говорят о «гражданском обществе»  – нелепый образ, по-обезьяньи заимствованный нашим «средним классом» из брошюр по ликвидации половой и политической безграмотности, выпускаемых Вашингтонским обкомом партии. Но, если глубоко задуматься, то  нельзя не признать, что враг изощренно и умело использует наши собственные недостатки: отсутствие возможности влиять на принятие решений теми, кто, говоря словами Петра Великого, «любит Россию и служит ей». Общественная поддержка – мощный ресурс, который может быть, как разрушительным (примеры Украины и Египта), так и созидательным: энтузиазм советского народа в годы первых пятилеток и особенно Великой Отечественной Войны. Но,  чтобы взаимодействие  государства  и общества было плодотворным, необходима свободная доброжелательная и конструктивная критика в том числе и  СМИ, (в первую очередь тех, которые  финансируются  из государственного бюджета, т.е. за счет средств, заплаченных народом), которые «великий корсиканец» очень точно назвал «четвертой властью», поясняя, что «одна газета за один день может помешать тому, что я готовил десять лет».

С этой точки зрения оценим церемонию открытия сочинской олимпиады, не забывая, что уже по крайней мере 44 года Олимпийские игры – в первую очередь не спортивное состязание, а предприятие в интересах глобальной политики и крупного бизнеса, где спорт – лишь средство решения прикладных задач, а вовсе не главная цель.

Для удобства разделим все действие на четыре элемента: само представление, комментаторы, публика и гости.

Представление, а мой взгляд, было эклектичным. Не мною замечено, что наши «креативные менеджеры» на телевидении довольствуются тем, что покупают американские и вообще западные сценарии и слегка приспосабливают их к нашим обстоятельствам. Так и в Сочи очевиден «британский след»: но, если на открытии олимпиады в Лондоне, в первой ее части (по крайней мере), все было стройно и гармонично, и всему миру  показали как «старая добрая Англия» зеленых холмов и сельской идиллии  уходит в небытие и в результате «промышленной революции» становится «владычицей морей» и «мировой фабрикой», то в нашем случае «рыба-кит» почему-то с качающимися как пизанская башня куполами церквей, и плясунами в широких и блестящих штанах, похожих на опереточных казаков… Особенно умилительна была реплика одной ведущей, что «кит ей напомнил торт» (о комментаторах будет сказано особо).

Затем – «прыжок» в петровскую эпоху, которую режиссеры представили исключительно как «военный парад на прусский лад»!? Автор этих строк далеко не пацифист, а скорее даже милитарист, но эту эпоху следовало бы показать, как время создания флота, Академии наук и движения Росси на Восток, в частности на Кавказ, где и проходят Олимпийские игры. Может быть, и надо было наглядно показать, каким благом было для горцев Северного Кавказа вхождение в состав Российской Империи, а затем и в СССР. В чем же причина такой «стерильности»: в  непонимание смысла истории организаторами представления, которые почему-то сочли единственным недостатком то, что не раскрылась одна из снежинок – при этом руководитель первого канала зачем-то процитировал буддийское изречение – или в навязчивой политкорректности?

Наконец, советское время представлено в авангардистском и постмодернистском духе: какофония  Шнитке и броуновское движение плясунов на фоне декораций в стиле супрематизма и прочих авангардных течений 20-х годов прошлого века.  А какое отношение к России имеют «стиляги» – «макаки» американской массовой культуры? И самое странное – музыкальное сопровождение шествия  нашей сборной. Признаюсь, до сих пор не знаю, что такое ди-джеи и для чего они нужны и поэтому не могу с уверенностью судить о том, кто и как принимал решение  сопроводить проход сборной России попсовой ерундой, как заграничной (“We’ll rock you”), так и доморощенной («Нас не догонишь»),  которую  напевают только истеричные недоросли. Трудно понять и почему шествие знаменосцев возглавил Фетисов, а не, например,  Борис Михайлов, Александр Якушев или Александр Мальцев? Не потому ли, что он сенатор?!.. А почему актриса Чулпан Хаматова шла впереди «уральской молнии» Лидии Скобликовой? Это же открытие олимпиады, а не театрального фестиваля…

Мне до сих пор не ясен выбор «ведущих» на нашем «свободном телевидении». В любой профессии есть квалификационный минимум: для того, кто выступает в прямом эфире – это правильная речь и хотя бы средний уровень культуры. «Сладкая парочка»,  ворковавшая на всю страну, как будто списана с «эллочки-людоедочки». Далее цитирую их комментарии: «Феноменально», «мега-пилот», «величайший»,  «Эдуард Стрельцов – рок звезда» и т.п. и в завершение совсем уже «по-смердяковски»: «Absolutely»!?

Два слова о гостях и о публике. Непонятно что делал на трибунах Янукович, кривляясь как подросток, с «самостийным прапором», когда у него дома все верх дном? И неприятно удивил свист во время выступления   президента оргкомитета «Сочи-2014». Для несведущих сообщаю, что свист в США – знак одобрения. Поэтому возможно выдвинуть две гипотезы: либо американская делегация заглушила всех, либо наше «первое свободное поколение» уже полностью переняло чужеземные манеры? Как научный работник, заявляю, что фактов для окончательного вывода недостаточно.

Тем не менее, завершение церемонии открытия и некоторые  детали  показывают, что не все потеряно в нашем Отечестве. Балетные номера под музыку П.И.Чайковского и Г.В. Свиридова были замечательны и убеждают, что «в области балета мы до сих пор впереди планеты всей», несмотря на извращенные фантазии нынешних менеджеров бренда «Большой». А ритуал зажжения огня, для которого были выбраны Владислав Третьяк и Ирина Роднина был близок к идеальному….

Я уже говорил, что олимпиады давно таковые только «по букве», но хотелось бы надеяться – поскольку общественным  развитием  можно вполне успешно управлять,  –  что спортивные состязания снова станут народными праздниками, а не постановками в стиле шоу-бизнеса, а наши спортсмены будут не заезжими миллионерами, а парнями и девушками из нашего двора.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *