Являются ли немцы безумным народом?

Являются ли немцы безумным народом? – так автор портала ХРОНОС Александр Андрюшкин назвал свою статью, которую я получил сегодня утром по электронной почте. Пожалуй, далеко не во всём соглашусь с автором, почитав материал, решил я. О Первой мировой войне, например. И не только. Но вот общая направленность, идеология текста Андрюшкина показалась мне… узнаваемой. Да, именно так: я узнал те идеи, которые уже прежде стали для меня привычными. Причем, сходные мысли у меня возникали во время чтения научных трудов знаменитых немцев. Взять того же Хьюстона Стюарта Чемберлена (вот уж немец на все сто процентов!). В своём восхищении немецкой культурой он ведь прямо проговаривается и о неприглядных ее чертах. Если кто-то из моих читателей знаком с его книгой «Основания XIX столетия» (у меня на сайте, к примеру, см. главу  «Славяногерманцы»), то легко вспомнит суждение Чемберлена о  периодизации всемирной истории, с которой, кстати, я вполне соглашусь. Рубежом, разделившим историю Западной Европы (и мира) пополам является вовсе не падение Рима в V веке нашей эры. Ведь остался Второй Рим – Константинополь, который продолжал традицию Рима Первого. Вместо римлян в легионы теперь строились преимущественно греки, впрочем, по-прежнему называемые ромеями. И императоры были по большей части не язычники, а христиане. Но империя-то сохранилась, сохранились все ее сущностные черты.

Чемберлен в качестве разделительного рубежа называет 1200 год – приблизительную дату выхода германцев на мировую историческую арену. Не только будущие немцы, но все германцы, в том числе англы и выходцы из Скандинавии вскоре отправились походом на Второй Рим и разграбили его, вывезя все золото и серебро, переплавив бронзовые скульптуры на монеты. Это вступление на историческую арену германских племён сопровождалось уничтожением величайшей цивилизации Рима! И эту мысль – об изначальной склонности к насильственному (и притом к полному и окончательному) уничтожению более слабого противника – вспомнил я в ходе чтения статьи Андрюшкина.

Не турки уничтожили Второй Рим (они лишь завершили начатое германскими дикарями дело). А германцы.

И еще я вспомнил ряд книг другого великого немца – психолога и психиатра, философа Карла Густава Юнга. Этот швейцарский немец, родившись и получив образование в протестантской среде, осознал, сколь много потеряли немцы, отказавшись от католичества. Об этом у него немало написано, но сейчас в контексте статьи «Являются ли немцы безумным народом?» я вспомнил другое место из его произведений. Анализируя психологические комплексы современных ему западноевропейцев Юнг понял, откуда взялся тот букет неврозов и психозов, которые и в наше время отличает протестантское население Старого и Нового Света.

Варварские народы Запада, ведущую роль среди которых играли, без сомнения, разные германцы, истребили сначала Первый Рим, затем Второй Рим, не поняв и не восприняв элементов его высокой цивилизации. Огромная доля достижений римской культуры вернулась западноевропейским народам через контакты с арабами. Арабы оказались носителями фрагментов римских свершений, будь то философия (в средние века арабские философы считались европейцами образцом для подражания) или технические приемы. Западные дикари от арабов – в ходе крестовых проходов – узнали свет истины Великого Рима, хотя имели возможность учиться у Второго Рима. Но нет, Второй Рим они видели исключительно глазами хищника. Жажда наживы (а еще стремление венецианцев с генуэзцами к уничтожению главного торгового конкурента) затмевала разум западноевропейским дикарям.

И все-таки обломки Римской цивилизации – в том числе на уровне фундаментальных идей – отчасти проникли в сознание германцев. Проникли и деформировали это дикарское сознание.

Если римский народ веками сам строил свою республику, рожденную им в результате свержения монархии, веками вырабатывал свою идеологию, свою военную и строительную технику… то западноевропейцам эти плоды цивилизации достались уже в готовом виде, без духовного труда, абсолютно даром. Даже те ошмётки от великого духа римского народа, которые западноевропейцы усвоили, оказались для их дикарского сознания слишком тяжёлой ношей. Коллективное бессознательное германцев оказалось отчасти разрушенным, отчасти деформированным вторжением в него великого духа Рима. Отсутствие многовековой работы над собственным духовным совершенствованием сыграло роковую роль – неврозы на века поселились в душах миллионов западноевропейцев. Они стали безумными именно в силу вторжения высшего и более сильного духа в их слабую еще душу. Отсюда и вечная их склонность к насилию.

Я назвал далеко не все ассоциации, которые пробудил текст Андрюшкина. Но разве не это ценно в текстах: если вы возьмете учебник физики, то в параграфе «Закон Ома для участка цепи» прочтете только то, что там написано, пусть вы сто раз перечтете этот параграф; здесь же каждый читатель имеет шанс прочитать что-то свое, чего буквально в статье не написано.

Итак, советую почитать:

Александр АНДРЮШКИН. Являются ли немцы безумным народом? Статья первая.

Являются ли немцы безумным народом?: 3 комментария

  1. Прочитала статью: любопытно. Но в статье автор не затронул экономику протестантских стран и степень свободы. Макс Вебер в своей знаменитой работе «Протестантская этика и дух капитализма» в 1905 году заметил связь между религией и экономикой. Вот (может, пригодится автору или другим читателям сайта) интересная ссылка: http://maxpark.com/community/1598/conte

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *