Как через англичанина Тойнби понять поляка Бохеньского

Если глянуть в книгу Арнольда Тойнби «Мир и Запад», в частности в первую главу «Россия и Запад», то станет ясно: Запад в своем стремлении иметь преимущество перед всеми другими мировыми цивилизациями постоянно совершенствует не только вооружения, но и идеологию, а в свою очередь для развития идеологии – философию (мировоззрение). Это англичанин пишет, умный и знаменитый. Другие же цивилизации – Ортодоксально-русское общество (Россия), Дальневосточное, Индуистское, Исламское – периодически лишь наверстывают упущенное, заимствуя у того же Запада его наработки. А Западная цивилизация тем временем не стоит на месте, уходит далеко вперед – в совершенствовании вооружений, идеологии, философии.

Мне невольно захотелось обнаружить проявления этих тенденций на уровне каких-то конкретных персоналий. И вот на ум пришла такая параллель. Глянем, кто конкретно в США впервые (или одним из первых) запустил на высоком теоретическом уровне идею уничтожения Ортодоксально-русского общества на мощной теоретической базе и на основе капитальных исследований потенциального врага? Мы обнаружим, конечно же, поляка по национальности, который получил образование во Львове, а применил накопленный за всю жизнь багаж знаний, разумеется, в США (уже как советолог). Это можно было бы и не говорить, и так понятно. Однако, для конкретных ощущений приведу фрагмент биографической справки:

Бохеньский (Bocheniski) Юзеф Мария (30 августа 1902, Чушув, Польша — 1995, Фрибург, Швейцария) — швейцарский философ-неотомист польского происхождения, доминиканец. В 1920—1926 изучал философию и право во Львовском и Познаньском университетах, в 1928—1931 — философию в Фрибурге (Швейцария), в 1931—1935 — теологию в папском университете «Ангеликум» в Риме. В 1935— 1940 преподавал в «Ангеликум», а также в Ягеллонском университете в Кракове. Во время 2-й мировой войны служил в польской армии в Великобритании и Италии. После войны был профессором, деканом философского факультета, ректором Фрибургского университета; преподавал в ряде университетов США.

Бохеньский — один из основателей (наряду с Г. Веттером) советологии, учредитель и многолетний редактор журнала «Studies in Soviet Thought» и серии «Sovietica». В 1957—1972 был директором Института восточноевропейских исследований при Фрибургском университете. Бохеньский — автор ряда фундаментальных работ по истории философии, логике и истории логики, философии религии. По своей философской ориентации Бохеньский рационалист, считающий, однако, что при исследовании фундаментальных проблем философского характера человеческая мысль неизбежно наталкивается на границы, которые она не в состоянии преодолеть. Поэтому религия включена в контекст исследований философа или ученого, предопределяя исходную установку рассмотрения проблемы. В своих работах осуществлял «ассимиляцию» неотомизма, дополняя его отдельными положениями феноменологии, неопозитивизма, лингвистической философии. В историко-философских работах рассматривает становление философии 20 века как продолжение процесса преодоления философской парадигматики нового времени. Следуя традициям томизма, Бохеньский негативно характеризует этот период: целостную концепцию бытия сменил механицизм, а понимание человека как носителя божественного начала— субъективизм. Главными характеристиками современного европейского знания Бохеньский считал антипозитивистскую ориентацию, реализм (признание способности человека постигать мир), плюрализм и персонализм.

+ + +

Все в общем-то понятно.

А давайте глянем, кто в это время был аналогичным идеологом в нашей стране. Есть какие-то варианты… кроме Суслова? Что-то не видно никого больше…

Или я не прав?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *