Абрамцево-2015

abramcevo01

Абрамцево, усадьба, историко-художественный и литературный музей-заповедник в Сергиево-Посадском районе Московской области, на реке Воре (приток Клязьмы). С 1843 года Абрамцево принадлежало писателю С.Т. Аксакову. В 1870 году усадьбу приобрел промышленник и меценат С. И. Мамонтов. Здесь часто бывали и работали И.Е. Репин, В.Д. Поленов, В.А. Серов, К.А. Коровин, М.В. Нестеров, Ф.И. Шаляпин, М.Н. Ермолова, Г.Н. Федотова, К.С. Станиславский. В 1882 году Е.Д. Поленовой создана мастерская резьбы по дереву, в 1889 году — мастерская майолики, в которой работал М. А. Врубель.

Сохранились деревянные усадебный дом середины XVIII века, в парке постройки в “русском стиле” — “Студия” (1872), “Терем” (1873), церковь (1881-1882), “Избушка на курьих ножках” (1883). В музее — работы бывавших здесь художников.

Это нам сообщает «Энциклопедический словарь Русской цивилизации».

От себя добавлю вот что:

abramcevo00

См. расшифровку в конце текста.

Прошлый раз был я в Абрамцево лет 35 тому назад вместе со своей женой Леной. И в этот раз (5 ноября 2015 года) в том же составе решили мы вдруг туда еще раз съездить. Встали утром – благо характер работы позволяет мне выкроить себе любой день недели, а Лена так вообще уже на пенсии, и может распоряжаться собой без ограничений – и отправились на Ярославский вокзал. Купили билеты, пообщались в паузу до оправления поезда с бронзовым Шехтелем (а то во все остальные поездки все некогда, все набегу), затем уселись в Александровскую электричку и… прошло еще больше часа (прибавь час от дома до вокзала). Сошли на станции Абрамцево (как говаривал герой советского фильма «Я Шаповалов», «и что интересно, река того же названия»). Еще полчаса или минут двадцать по оврагам, горам, буеракам – старинной тропой под елями – пешком дошли до музея.

На платформе я на всяком случае решил спросить у кассирши, куда идти, по какой из двух имеющихся тропинок. Странная платформа: в центре огромная-преогромная двускатная крыша, построенная лет сорок назад или ранее как символ близкого музейного комплекса, давшего имя станции. Но всё остальное в ужасном состоянии. Асфальт с платформ выкрашивается, расписания со стен кем-то заботливо сорваны – одна кирпичная кладка видна. Да и кассирша в крохотном закрытым стеклом окошечке 20 на 20 сантиметров была мне видна лишь отчасти: в правом углу окошка я видел лишь фрагмент плеча в красном форменном мундире. На мой вопрос от плеча отделилась рука и махнула (внутри кассовой комнатки) в сторону от железнодорожных путей. Туда, значит, идите. То ли в музей, то ли просто идите отсюда…

Идём, значит, по тропинке в еловом лесу… Кстати, лес этот сильно потерял из-за типографского жука. Странный это жук какой-то… в старые времена не слыхали о нем. А теперь то тут, то там. Причем, поразить, гад, норовит ели в полтора два обхвата толщиной – завидные такие ели, которых не купишь на строительной базе. А желающих, надо думать, такую солидную бревёнчатую баньку себе отгрохать есть ныне немало… И вот возле дома в Москве таким макаром старый еловый лес исчез в одночасье, и тут, в Абрамцево тоже. Не знаешь, что и подумать… Может быть, кто-то разводит этого типографского жука – под заказ.

Другой бы мимо вспаханного прямоугольника посерёд леса прошло бы и только-то, а я вот сразу мысли о злонамеренности жучка генерирую. Что, мол, не просто так он размножается, а со специальной целью. Не по злобе я такое напридумывал, а исключительно оттого, что лет много и опыту накопилось жизненного.

И вот появились сквозь деревья некие постройки. Надо сказать, что ныне в Абрамцево стало немало разбросанных в лесу и по берегам оврагов немало дач за глухими заборами. И участки немалые, и дома дорогущие. Главный усадебный дом в Абрамцево (на фотографиях смотрите его с разных сторон) покажется жалкой постройкой в сравнении с нынешними хоромами почти царскими.

А ведь это было довольно-таки богатое помещичье имение. Такие в России строились повсеместно, не самое богатое, но и выдающееся среди поместий средней руки.

abramcevo02

Так вот нынешние его гораздо богаче, впрочем, если отбросить, разумеется, историческую ценность усадьбы. А эта ценность все окружающие в радиусе десяти километров хоромы, конечно же, перевесит с лихвой. Ценнейшая усадьба – внешностью и содержанием своим – все равно, что если бы из золота была бы отлита целиком.

Как известно, здесь жили и гостили многие знаменитые люди. Илья Репин по образцу Абрамцево как-то купил себе на вырученные от продажи картины деньги почти что такую же по размеру усадьбу в пригороде Витебска. Из скромной четырехсторонней избы (это вместо дворца или хотя бы такого усадебного дома, как в Абрамцево) он сделал терем – расстроил его во все четыре стороны. Но в наше время от того терема остался лишь новодел – такая же изба с теремными пристройками, но созданная в недавно, аж бревна и доски все светлые, свежеструганные. Войны, революции и пожары лиши нас подлинника. Ну, и сам Илья Ефимович постарался, погрешил. Жену свою с детьми здесь бросил, а сам за Норд погнался, для интимного общения с которой построил такой же в точности избу-терем  на территории тогдашней Финляндии (в составе Российской империи), в поселке, который ныне назван поселком Репино. Но и там изба-терем новодельные. Опять-таки революции и прочее…

abramcevo03

Тут же, в Абрамцево все подлинное! Входишь в усадебный дом и упираешься в печную кладку работы Врубеля. Проходишь в одну из комнат – там стол и стул Сергея Аксакова – будто бы тот на минутку отлучился, вот-вот вернется. На второй этаж поднялся – там комната Николая Гоголя, плясавшего тут гопак после чарки наливки.

Всё подлинное. Тем и ценно.

В отличие от И. Репина более удачно воспроизвел «очаг культуры» — по образцу Абрамцево – Василий Поленов близ Тарусы. Там дом – также подлинный с настоящей начинкой – стоит поныне и радует глаз заезжего туриста. А ведь подсмотрел он образец для подражания именно здесь, у Саввы Мамонтова, как и И. Репин. Один образец – такие две разных копии. Оба бывали в Абрамцево, оба смотрели, но копии получились у них очень разные.

abramcevo04

Церковь Спаса Нерукотворного

Собственно съездить в Абрамцево мы с Леной решили тоже из-за одного из гостей усадьбы. Незадолго до этой поездки были мы на Крымском валу (в Москве, разумеется) на выставке картин Валентина Серова (отличная получилась выставка! Очень представительная). И там мы внимательно рассматривали портреты (кисти Серова) владельца бывшего Аксаковского имения – Саввы Мамонтова. Вот и захотелось, так сказать, припасть к первоисточнику.

Домой в тот день вернулись поздно. Не очень удобный график работы музея тому причиной. Прибыли на место в два часа дня, а кассир выдала нам билет в главный усадебный дом только на четыре вечера. Разумеется, мы нашли чем заняться, Обошли весь парк, спустились к реке Воре (я в школьные годы был на ней, нов другом месте, в пешем походе с классом), к пруду с мостками. И на пушистую белочку поглазели, которая вокруг сказочного теремочка скакала. И в дом В. Поленова (он тут в отдельном доме жил, в обычной в общем-то бревенчатой избе) сходили – выставку картин, преимущественно «неизвестного автора»  изучили. Даже нагрянули в соседние с музеем новостройки – изучили в ресторане тайны гетманского борща (почему «у них» свекла такая красная в борще сохраняется?!).

abramcevo05

Студия-Мастерская, № 6 на схеме

Порадовало нас то, что сюда приезжают-таки туристы. Но не электричкой, как мы, а автобусами и на машинах, видимо. Детей много, школьников. К сожалению, многим посещение музей – не в коня корм. Но кто знает, может быть, где-то на бессознательном уровне что-то у них отложится, какой-то культурный пласт образуется.

abramcevo06

Баня-теремок, №8  на схеме

Ну, вот в целом и всё. Что? Я про сам музей почти ничего не рассказал? Так чего ж тут рассказывать? Сами приезжайте. Мне там очень женщина-экскурсовод понравилась. Не в смысле – женщина. Для подобных открытий, наверное, так далеко из Москвы ехать нет смысла. Культурная, образованная, эрудированная. После экскурсии обменялись репликами. На выставке Валентина Серова на Крымском валу она уже была и еще собирается съездить. Оно того стоит.

abramcevo

Абрамцево, 1770 г.

На схеме (вверху) цифрами обозначены:

  1. Людская (1870-е)
  2. Кухня (1870)
  3. Скамья Врубеля (начало XX века)
  4. Студия-Мастерская (1973)
  5. Главный усадебный дом (60-е годы XVIII века)
  6. Баня-теремок (1877-1878)
  7. Избушка на курьих ножках (1883)
  8. Церковь Спаса Нерукотворного (1881-1882) и часовня (1891-1892)
  9. Поленовская дача

 

  1. Верхний (Поленовский) пруд
  2. Нижний пруд.
  3. Река Воря
  4. Каменная баба (IX-XI века)
  5. Ледник (1871)
  6. Домик управляющего 90-е годы XIX века)
  7. «Римская роща» (1873)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *