Эдуард ГЕТМАНСКИЙ. Ню тема в российском экслибрисе

exslibrisnu10

Вся серия статей Эдуарда Гетманского о коллекции экслибрисов размещается в историческом интернет-журнале «Суждения». Однако именно эта статья вызвала у меня некоторые сомнения. Нет, не по поводу ее качества или добропорядочности автора. Тут-то всё в полном порядке. Сомнение в душу заронили мне иллюстрации к статье. Конечно, это всего лишь грубые оттиски с нечёткими контурами. Позы фигурок на оттисках порой «чрезвычайны», это да (хотя читательское воображение в состоянии достроить гораздо больше, чем изображено). Но все же я подумал: а вдруг у какого-то «бдительного» борца за нравственность (имеющего доступ к красной кнопке запрета) шевельнётся мыслишка, что эти картинки чем-то смахивают на порнографию… Я уже сталкивался с фактами, когда судебным решением запрещается размещение в интернете текста Евгения Дюринга, текста, написанного в XIX веке. По существу – маразм. Но – судебное решение! А разве не давали реальные сроки в советские годы художникам-авангардистам за карикатуры — как за порнографию? Короче говоря, дабы обезопасить свои основные сайты от угрозы блокировки через Ростелеком (или от хакерских DDOS-атак), решил я, что лучше будет этой статье увидеть свет здесь, в моём личном блоге.

Итак, вот она:

Красота человеческого тела воспевалась художниками на протяжении всей истории человечества. Ню (фр. nu — сокращённое от фр. nudite — «нагота, обнажённость») — художественный жанр в искусстве, изображающий красоту и эстетику  обнажённого человеческого тела. В течение веков менялись представления о красоте человеческого тела, но произведения в жанре ню, созданные художниками, вызывают восхищение, независимо от времени их создания и принадлежности к какому-либо течению. Именно в жанре ню проявляется мастерство художника и его умение изобразить не просто обнажённого человека, а создать запоминающийся и вызывающий эстетическое и нравственное наслаждение образ. Преобладание женской обнажённой натуры стало заметным в XVII столетии, и только в XIX веке оно стало абсолютным. К концу XVIII века установились определенные нравственно-этические критерии и эталоны в изображениях обнаженной натуры.  В искусстве книжного знака (ex libris) ню тема всегда занимала особое место. Практически сразу как появился печатный экслибрис (после изобретения в середине 1440-х годов печатного станка Иоганном Гуттенбергом), стала разрабатываться ню тема. И это естественно, искусство книжного знака возникло в эпоху Возрождения, когда были сброшены оковы мрачного  средневековья, когда изображение обнажённого тела фактически оставалось под запретом.

exslibrisnu02

Большой вклад в ню тему вложили первые выдающиеся мастера экслибриса, немецкие графики — Альбрехт Дюрер, Ханс Гольбейн (младший), Лукас Кранах (старший), несколько позже — Бартель Бехам, Бернар Пикар, Франсуа Буше. Первым книжным знаком по ню теме был экслибрис великого художника немецкого Возрождения Альбрехта Дюрера, выполненный около 1503 года для своего друга богатого нюрнбергского патриция и немецкого гуманиста  Виллибальда Пиркхаймера. Его библиотека была крупнейшей в Европе и насчитывала около 4 тысяч томов книг, в ней было большое собрание латинских, греческих, еврейских и арабских рукописей и письма Эразма Ротердамского, Мартина Лютера, Томаса Мюнцера и др. На этом экслибрисе приведён афоризм «Начало премудрости — страх Божий» на трёх классических языках того времени — еврейском, греческом и латинском. По обе стороны нашлемника, венчающего герб знаковладельца, помещён его девиз «Sibi et Amicis» («Себе и друзьям»), подчёркивающий открытость и доступность библиотеки. Как только сюжетный книжный знак появился в России, так сразу же на нём появились образы мужчины и женщины. И чем дальше в века, эта тема активно завоевывала свои ведущие позиции в малой графике. А чему удивляться ведь мужчина и женщина, это две стороны одной медали. Книжных знаков на эту тему было выполнено великое множество, выполнены они как лучшими российскими художниками и графикам, так и художниками средней руки, а то и вообще художниками-любителями. Тема мужчины и женщины волновала всех и всегда.

Начало ХХ века в России характеризуются подъемом интереса к ню теме в книжном знаке. Замечательные, хотя и единичные экслибрисы по этой теме, создали «мирискусники» К.А.Сомов, Б.М. Кустодиев, А.Н.Бенуа, Е.Е.Лансере, Н.П.Феофилактов, О.А.Шарлемань, Д.И.Митрохин, а также художники В.А.Фаворский. М.А.Добров, П.Я.Павлинов, О.В. Энгельс, Н.К. Калмаков, Е.Ф.Клемм, С.Н. Грузенберг, И.И.Нивинский, В.Е.Григорьев и В.П.Белкин.   Их работы не содержат прямолинейных сексуальных атрибутов или натуралистических изображений интимных сцен. На них активно разрабатывалась тема «Женщина и книга». Обнаженная женщина стоит на книгах, танцует на книгах, лежит на книгах, она читает книгу в окружении кошек, собак, леопардов, змей, дельфинов, медведей и бабочек. Не избежала обнаженная женщина контакта с черепами, костями, совами и летучими мышами. Бедных обнаженных красавиц заставляли разговаривать с черепами,  сидеть и стоять на них, они общались с амурами, сиренами, Пьеро, купидонами, сатирами, путти и конечно с обнаженными мужчинами. Они тоже не бездельничали — занимались любовью, исполняли обнаженным дамам серенады на мандолинах и гитарах чаще у любовного ложе, чем у балкона, иногда даже читали им стихи и очень редко читали книги, чаще пили вино из кубков и от скуки смотрели на заход солнца на морском побережье.  Мотивы многих экслибрисов по «ню» теме были навеяны мифологическими и библейскими сюжетами, излюбленные из них — Леда и Лебедь, похищение Европы, Орфей и Эвридика, искушение святого Антония, Адам и Ева, Одиссей и Пенелопа. Для графической интерпретации темы использовались классические произведения Апулея, Джованни Боккаччо, Ги де Мопассана, лирика Сапфо, Петрарки и «Песнь Песней» библейского Соломона. Ню тема внесла в дореволюционный книжный знак свежую струю, привлекла новые художественные силы, подвинула художников активно заниматься экслибрисом.

exslibrisnu08

Член художественного объединения «Мир искусства», живописец и график Константин Андреевич Сомов (1869-1939) имел книжный знак, который в 1901 году выполнил русский художник, историк искусства, художественный критик, основатель и главный идеолог объединения «Мир искусства» А.Н. Бенуа (при условии не воспроизводить его в печати). Эта графическая миниатюра имеет сложную композицию. На ней изображен бюст женщины в полумаске, увитый цветочной гирляндой, у подножия, которого видны палитра, лира и свиток. По бокам бюста изображены мужчина во фраке с лавровым венком на челе и амур, которые держат арку из цветущих роз. На ленте, поддерживаемой божествами любви купидонами, написано «Из книг Константина Сомова». Венчает композицию экслибриса надпись на немецком языке «Этот рисунок Александр Бенуа посвятил своему другу Сомову и глубокоуважаемому учителю Э.Хольфману». В сомовском книжном знаке нашли отражение все особенности отношения художников «Мира искусства» к книжной графике — умелая стилизация под узоры напыщенного стиля барокко и изящного стиля рококо, отличающиеся большим вкусом и культурой.

exslibrisnu09

Петербургская драматическая актриса Александра Яковлевна Левант-Садовская имела книжный знак, который в 1910 году нарисовал художник, будущий заслуженный деятель искусств Грузинской ССР и профессор Академии художеств Грузинской ССР О.А. Шарлемань. На нём в раме с колонами на фоне сельского пейзажа, изображена  обнажённая женщина с зонтиком в руках и стоящий перед ней, коленопреклоненный фавн, которому  обнажённая красавица снисходительно протянула руку для поцелуя. В рамке выполнена владельческая надпись «Ex libris A.Levant».

В советский период ню тема продолжала развиваться особенно в 1920-е годы, но  в расстрельные 1930-е годы и роковые сороковые советский экслибрис вёл тяжёлую борьбу за выживание, так как власть объявила его вредным течением в искусстве соцреализма. С началом возрождения советского книжного знака в 1960-е годы ню тема постепенно вступила в активную фазу своего развития.

exslibrisnu06

В 1922 году московский график, мастер портрета, ксилографии и книжной графики искусствовед,  сценограф,  живописец-монументалист, педагог и теоретик изобразительного искусства, будущий академик АХ СССР  и народный художник СССР  В.А. Фаворский выполнил в деревянной гравюре книжный знак для одного из членов комиссии по возвращению Польше художественных и научных ценностей, известного  варшавского библиофила, собирающего литературу на тему «книга и женщина», Эдварда Хвалевика. На этой графической миниатюре читающий книгу библиофил отстраняет обнаженную красавицу, а амур ломает лук в знак своего поражения — любовь к книге оказалась сильнее.

exslibris6008evtu

В 1965 году московский художник Н.И. Лапшин подарил поэту Евгению Евтушенко книжный знак для его домашней библиотеки. На экслибрисе поэта изображена богиня войны и победы, а также мудрости, знаний и ремесла дочь Зевса, родившаяся из его головы прекрасная Афина Паллада со шлемом, щитом и копьем в руках. Логика знака предельно ясна, художник желал молодому и талантливому поэту новых побед на поэтическом Олимпе.

exslibrisnu03

Украинский художник из города Черновцы О.И. Криворучко в 1987 году нарисовал книжный знак «Ex libris Э.Д.Г.» для библиотеки историка и коллекционера книжного знака Э.Д.Гетманского. На нём художник воспроизвёл известный рисунок итальянский живописца, графика, почётного члена Академии художеств СССР Ренато Гуттузо «Обнажённая», выполненный им в 1957 году.

exslibrisnu01

Ленинградский художник, член-корреспондент Петровской академии наук и искусств Ф.Ф. Махонин в книжном знаке для домашней библиотеки супругов К. и Е. Смирновых  выполнил книжный знак, на котором изобразил обнажённых мужчину и женщину, читающих книгу, сидя на дереве под сенью густой кроны, а под деревом собирает цветы маленькая девочка.

exslibrisnu05

Вологодский график В.У. Едемский работал в технике деревянной гравюры Великолепный рисовальщик, он гравировал свои книжные знаки на высочайшем профессиональном уровне. Таков оригинальный экслибрис для польского коллекционера книжных знаков Т. Гудзовского. На этой графической миниатюре обнажённая женщина сидит на коленях довольного и улыбающегося чёрта, его можно по-человечески понять. Сюжет женщина со змеей уходит корнями в глубокую древность, все знают историю про Еву, яблоко с дерева познания Добра и Зла, и коварного Змея искусителя.

exslibrisnu04

Этот сюжет использовал киевский график А.И. Микловда в своём книжном знаке для  музыкального работника, библиофила и коллекционера книжных знаков А.С. Зуева их города Винницы.

Оригинальный экслибрис выгравировал на дереве художник В.Г. Шапиль, (проживавший в Ленинграде, СССР, а затем в Вене, Австрия)  для немецкого издателя Ф.Шлаттнера. На нём слово «Exlibris» состоит из фигур обнажённых женщин в разных позах. Экслибрис выполнен в 1988 году в технике рисунка тушью.

exslibrisnu07

Московский график,  заслуженный художник РСФСР, почётный член Королевского общества художников-графиков  Великобритании, кавалер  именной серебряной медали папы Иоанна Павла II А.И.Калашников в 1971 году в гравюре на дереве выполнил экслибрис «Из книг А.Н.Левицкого», на нём изображена обнажённая женщина, целующая в экстазе бюст мужчины на надгробном памятнике. Знаковладелец жил в Ленинграде и был преподавателем в ВУЗе. Интересен книжный знак для библиотеки советского актёра театра и кино, народного артиста СССР Бориса Михайловича Тенина. Автор этой графической миниатюры эстонский график, заслуженный деятель искусств Эстонской ССР Рихард Кальо, датирована эта ксилография 1975 годом.  На этом экслибрисе изображена сидящая обнажённая женщина. Экслибрисы Кальо отличаются живой повествовательностью, яркостью характеристик, разнообразием композиционных решений.

Искусство экслибриса по природе своей камерное и интимное, как правило, обращено к узкому кругу библиофилов и коллекционеров. Но если к нему притронется рука крупного мастера эти графические миниатюры отразят неповторимую индивидуальность художника или владельца книжного знака, их мысли, чувства, взгляды. Тогда маленькие книжные знаки становятся явлением большого искусства, а не редко и своеобразным художественным документом времени.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *