Вячеслав Румянцев: Главный герой романа Льва Толстого Пьер Безухов в ходе развития сюжета пришел к открытию истины, к осознанию ценности своей бессмертной души. Герой же романа Зои Прокопьевой «Своим чередом» Нил Краюхин в итоге сюжета приходит к выводу, что смысла нет. Причем, нет смысла уже не только у Нила, а у Мира, то есть у общества, у социума. Что смысла существования нет у тогдашнего политического режима. Бессмысленно, в конечном счете, оказывается существование всего того, что было построено на момент написания романа «Своим чередом» в 1977 году.
Мы с вами уже знаем из последующих событий, что происходило после утраты смысла – после открытия, совершенного Нилом Краюхиным… или самой Зоей Егоровной… Открытие это состояло в том, что уже на 1977 год у советского политического режима кончились метафизические смыслы. Они были истреблены. Режим без смысла не мог продолжать существование.
Лидия Сычева: К сожалению, это так. И неслучайно роман заканчивается фразой: «Конец первой части». А вторая часть…
Вячеслав Румянцев: Не родилась…
Лидия Сычева: Кстати, наш неплохой писатель Геннадий Старостенко в своей рецензии на книгу Зои Прокопьевой написал, что пройдет еще двадцать пять лет, прежде чем появится автор, который сможет написать что-то подобное. Двадцать пять лет прошло, но так ничего и не появилось…
Вячеслав Румянцев: Заметьте, что в прозе Зои Егоровны нет философской подоплёки, которая неизменно присутствует в произведениях Ф.М. Достоевского (он сотрудничал сразу с двумя русскими философами – Николаем Страховым и Аполлоном Григорьевым) и в произведениях Л.Н. Толстого (он увлекался концепциями Африкана Спира). Эти великие русские писатели интегрировали в свои художественные произведения образы, сформировавшиеся под влиянием философских идей того времени. Но дальше, в наше время, без обращения к метафизике подобного произведения не появится…