Архив за месяц: Ноябрь 2014

Границу стали часто переходить с целью грабежей

okopy

А вот как свой первый бой Первой мировой описывает офицер, воевавший на Кавказском фронте В.А. Левицкий. Строго говоря, это не было первое боевое столкновение. Ведь ещё до начала, так сказать, официальной войны турецкие военные начальники засылали через границу целые отряды, состоявшие из вооруженных бандитов, но под командованием турецких офицеров. Весьма примечательно то, что банды эти составлялись из курдов. Какое, однако ж, единство разных этнических групп в войне демонстрировала в 1914 году Турция! Черкесы широко использовались Османской империей на Балканах в качестве карательных подразделений, а курдов на границе с Россией в качестве диверсионных (и разведывательных?) групп.

Также обращаю внимание читателя на еще одну деталь в описанном Левицким первом бое: потери мирного населения как неизбежное зло. Есть тут и другие любопытные детали, на которые ты, читатель, наверняка тоже обратишь свое внимание.

Читать далее Границу стали часто переходить с целью грабежей

РПЦ как «временно исполняющий обязанности»

IMG_20141111_111236

Вчера в ходе выступлений на XVIII Всемирном Русском Народном соборе прозвучало выступление, которым мне хочется поделиться с читателями моих блогов. Ниже привожу фрагмент из речи А.В. Щипкова, который уже много лет держит сайт RELIGARE (с 2002 года), как-то встречался мне в стенах Совета Федерации, а вот вчера вдруг я увидел его на трибуне зала соборов, что в цоколе Храма Христа Спасителя. Немаловажная деталь: это выступление прозвучало во второй половине дня, когда десятки телекамер и толпа журналистов (см. на фото выше черную полосу телекамер) уже удалились, зафиксировав на плёнку бравурные доклады первой половины дня. Итак, фрагмент привожу в сокращении близко к тексту:

«…Знаменитый социолог Макс Вебер в своей книге «Протестантская этика и дух капитализма» (1905) утверждал, что любая религия связана с общественными устроениями, а не только с проблемой спасения души.

Сегодня веберовское утверждение — аксиома общественных наук. Что из нее следует? Никакая общественная этика не может иметь других корней, кроме религиозных. Если связь с религиозными корнями прерывается, этика все равно остается в подсознании нации. Ее можно реконструировать методами гуманитарных исследований, а можно наблюдать воочию в кризисные и поворотные моменты истории. Например, во время Великой Отечественной войны многие солдаты, несмотря на официальный госатеизм, обращались к вере.

Читать далее РПЦ как «временно исполняющий обязанности»

Николай Гумилёв в Первую мировую

gumilev_ns

А вот какими первые месяцы первой мировой войны увидел наш национальный русский поэт Николай Степанович Гумилёв. Заметим только, что ему к началу войны исполнилось уже 28 лет, он уже был состоявшимся известным литератором. Тем удивительней читать строки, в которых запечатлён какой-то юношеский или даже детский задор. Участие Н.С. Гумилёва в той войне – а он, заметим кстати, был освобождён от воинской службы, но отправился на фронт добровольцем – вылилось в непрекращающуюся череду разведывательных рейдов по тылам противника. Ежеминутно рискуя жизнью, поэт вдруг ловит себя на мысли, что это его занятие напоминает ему детскую игру в палочку-воровочку… Когда читаешь его «Записки кавалериста», то невольно ловишь себя на мысли: а ведь это была та же война, которую описали (а вы, читатель, недавно эти записи прочитали) совсем недавно процитированные мной В.П. Кравков, Н.В. Буторов, Е.А. Никольский

Читать далее Николай Гумилёв в Первую мировую