Вчера в ходе выступлений на XVIII Всемирном Русском Народном соборе прозвучало выступление, которым мне хочется поделиться с читателями моих блогов. Ниже привожу фрагмент из речи А.В. Щипкова, который уже много лет держит сайт RELIGARE (с 2002 года), как-то встречался мне в стенах Совета Федерации, а вот вчера вдруг я увидел его на трибуне зала соборов, что в цоколе Храма Христа Спасителя. Немаловажная деталь: это выступление прозвучало во второй половине дня, когда десятки телекамер и толпа журналистов (см. на фото выше черную полосу телекамер) уже удалились, зафиксировав на плёнку бравурные доклады первой половины дня. Итак, фрагмент привожу в сокращении близко к тексту:
«…Знаменитый социолог Макс Вебер в своей книге «Протестантская этика и дух капитализма» (1905) утверждал, что любая религия связана с общественными устроениями, а не только с проблемой спасения души.
Сегодня веберовское утверждение — аксиома общественных наук. Что из нее следует? Никакая общественная этика не может иметь других корней, кроме религиозных. Если связь с религиозными корнями прерывается, этика все равно остается в подсознании нации. Ее можно реконструировать методами гуманитарных исследований, а можно наблюдать воочию в кризисные и поворотные моменты истории. Например, во время Великой Отечественной войны многие солдаты, несмотря на официальный госатеизм, обращались к вере.
Вполне очевидно, что важнейший элемент национальной культуры есть культура поведения. Но как определить социально-этическое и культурное ядро русской традиции? Если придерживаться веберовской формулы, получится следующее определение: «православная этика и дух солидарности (то есть справедливости, товарищества и взаимопомощи)». Это и есть специфический русский этос (характер, нрав). Важной его частью является идея справедливого общества. Перенос этого содержания от эпохи крестьянской «общины» к периоду попыток построить социальное государство закономерен. Он отражает социокультурную преемственность евангельских архетипов в русском обществе через посредство православия и православной церкви. Апостольское христианство, содержащее в себе идеал общинной справедливости и общественная справедливость в России — неразрывные понятия. При этом подлинные корни идеи социальной справедливости в русской традиции — не в политэкономических прописях марксистов, а в христианском сознании.
Более широкий, общекультурный контекст также обнаруживает тесное взаимодействие светского и религиозного. Даже узкий слой российской интеллигентской культуры, где светская и «духовная» линии кардинально разошлись еще в 18 веке, испытывал это взаимопроникновение (вспомним Гоголя, Достоевского, Лескова). А уж в народе это взаимодействие — взаимообмен светского и религиозного — осуществлялись постоянно. Светское общество несет в себе нормы христианской этики.
…Есть еще один фактор, способствующий этнокультурному развитию русского народа в рамках российской идентичности. Он касается непосредственно Церкви, которой в данный момент принадлежит особая роль в деле сохранения национальной традиции. Дело в том, что РПЦ оказалась единственным институтом исторической дореволюционной России, который пережил советский период и сохранился до сегодняшнего дня. Именно он связывает нацию живыми нитями с ее дореволюционной культурой.
Историческая преемственность России все еще четко не определена, поэтому церковь невольно стала хранителем всей национальной традиции, а не только церковной. Конечно, это роль «временно исполняющего обязанности», и как только эти обязанности захотят и смогут взять на себя другие общественные институты или государство, РПЦ готова их уступить. Но пока такая ситуация не возникла.
Сегодня духовенство не только РПЦ, но и всех конфессий ответственно за то, чтобы религиозная этика и культура укреплялись, независимо от отношения тех или иных людей собственно к религии. В этом случае мы гарантированно обеспечим гармонизацию и моральное здоровье российского общества, межнациональный и межконфессиональный мир».
Вячеслав, приветствую!
При всем уважении к Русской Православной Церкви следует заметить, что она, в первую очередь — Русская, а уже потом Православная.
Это я к тому, что институтом намного более древним, чем сама РПЦ, прошедшим и языческий период в своем развитии, и монархическо-православный, и коммунистический, является сама Нация, сами Русские! Так что, на мой взгляд, вначале Кровь, а уже потом Религия и Идеология. Иначе снова порвем на куски свое прошлое…
Да, Анатолий, несомненно! В бумагах Собора, которые выдавали участникам в начале, содержались и вовсе уж одиозные формулировки. Например, такая: «рождением нашей цивилизации мы считаем 988 год…» И невольно хочется спросить безвестных составителей этих бумаг: А до того что тут было ваааще?! — именно в такой стилистике.
Ну да, а то как-то непонятно получается – вроде бы еще до крещения Руси уже существовало мощное государство, державшее под собой всю восточную Европу, прибивавшее свой щит над вратами Царьграда (кстати, весьма символичное событие – знак того, что Русь-Россия возьмет со временем Православие под свою защиту!), а выходит, что были это никто и звали их никак… :))
P. S. Еще раз хочу подчеркнуть, сам я человек православный, но все же считаю, что такие понятия, как Народ-Нация и Религия-Идеология нужно все-таки разделять…
На XVIII Всемирном Русском Народном соборе, особенно в первой его части — под телекамеры — вообще звучало немало весьма сомнительных тезисов. Сомнительных в первую очередь с точки зрения интересов русской нации, национальных интересов народа и страны. Я не хочу устраивать разбор всех ляпов. Скажу про один очевидный. Вышел на трибуну Зюганов и что-то даже сказал одобрительное о том, что Крым наш… И невольно всплывает вопрос: а кто это голосовал «ЗА» во время ратификации закона, передававшего полуостров Украине?!?!?! Будто бы другой какой-то Зюганов… Люди все те же, а говорят вещи… по меньшей мере непривычные — из их уст. И уж не знаю, что тому причиной: пребываение в православном храме или наличие нескольких десятков включенных телекамер…